..

Данные на сайте размещены в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 3 152-ФЗ "О персональных данных"

 

   
 

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

 

Гурин Василий Вячеславович
учитель математики
МБОУ «Верхнелиповская ООШ», Фроловский район, Волгоградская область

ФОРМИРОВАНИЕ ПОСЛУШАНИЯ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ

Один известный американский специалист в области семейной психологии часто рассказывает на своих семинарах о случае в своей жизни, который коренным образом изменил его концепцию воспитания собственных детей. Дело было на природе. После замечательного обеда умиротворённые родители о чём-то беседовали, а дети играли в мяч. Неподалёку проходила дорога, по которой изредка проезжали машины.
И надо же было такому случиться, что именно в тот момент, когда по шоссе несся огромный грузовик, мяч вылетел на дорогу. Трёхлетний малыш побежал за мячом и только тогда старшие дети увидели автомобиль. Встревоженный их криком, отец мгновенно оценил ситуацию и бросился за мальчиком, но шансов успеть у него не было. Тогда он закричал, чтобы малыш остановился. А мальчуган, которому грузовик из-за придорожной растительности был не виден, весело бежал дальше. Навстречу своей гибели. Можете себе представить, как громко и требовательно кричал отец, чтобы сынишка остановился. Но всё было напрасно. Мальчик выскочил на дорогу. Дело решили доли секунды…. Каким-то чудом трагедии не произошло.
После такого потрясения отец понял, что первоочередное качество, которое он должен сформировать у своих детей – это послушание. Пятеро детей, которые выросли впоследствии в этой семье и до сих пор исполнены чувством благодарности к своим родителям, являются доказательством, что вывод был сделан правильный.

Сейчас стало модным говорить о правах детей, о том, что дети должны быть самостоятельны и независимы, иметь на всё своё мнение. Никто не собирается оспаривать важность этих ценностей. Вот только всегда ли мы правильно их понимаем? Всегда ли помним, что независимость это не самоцель, а средство, с помощью которого человек, в том числе ребёнок, может быть счастливым. А может и не быть.
Дикие животные в неволе чахнут и нередко погибают. Им нужна свобода. А домашние наоборот, чаще всего получив свободу, погибают. Она им противопоказана.
Помните детскую песенку: «Жил был у бабушки серенький козлик»? И её трагический финал: «Остались от козлика рожки да ножки»? А всё почему? А потому что: «Вздумалось козлику в лес погуляти». Вот и скажите, если действительно «бабушка козлика очень любила» не должна ли она была позаботиться о крепком загоне, из которого козлик не мог бы убежать? И чем более козлик был по натуре своенравным, тем загон должен был быть более высоким и крепким? А если ей было лень, если она сознательно допускала вероятность его ухода в лес, где полно волков, то любовь ли это?
Можно возразить, что дети не козлики и всю жизнь их в загоне родительского повиновения не удержишь. Согласен. Но всему своё время.
Родители обязаны подготовить своих детей к самостоятельной жизни. Сначала подготовить, а потом самостоятельность предоставить, а не наоборот.

Когда я впервые сел за руль автомобиля – рядом со мной был инструктор, который не давал мне никакой свободы. Я был обязан слушаться его беспрекословно. И только когда я на экзамене доказал, что уже способен управлять машиной самостоятельно, я получил возможность ездить на ней без инструктора. Разве это не разумно?
А разве управлять своей жизнью легче, чем управлять автомобилем? Разве не должен рядом с неопытным ребёнком находиться заботливый инструктор-родитель? Разве ради самостоятельности родитель может позволить автомобилю судьбы своего сына или дочери мчаться на красный свет, совершать двойной обгон или превышать скорость?
Я повторюсь, обучение самостоятельности не только допускается, оно необходимо. Но только в чётко обозначенных границах.
Если вы покупаете ребёнку зимнюю куртку, вы можете предоставить ему свободу выбрать цвет (синий, зелёный или черный), даже если вам его выбор не понравится. Он может, вопреки вашему вкусу выбрать фасон, пуговицы или молнию, капюшон или воротник. В этих мелочах он может проявлять свою индивидуальность. Но вы не должны позволять ему покупать модную тонкую курточку, если впереди сильные морозы. И это не диктат. Это проявление любви. И если ваш ребёнок не научен послушанию, если, вопреки здравому смыслу, вы пойдёте у него на поводу то, как вы будете смотреть ему в глаза, когда он будет страдать от воспаления лёгких? Или вы будете его обвинять, мол: «сам виноват»? А если обвинять будет некого?

Несколько лет назад наш район потряс случай, когда паренёк, вопреки запрету отца выгнал из гаража машину и поехал кататься с друзьями. Несмотря на то, что он считал себя вполне приличным водителем, с управлением он не справился. Девушка – старшеклассница погибла сразу. Двое парней оказались в реанимации. Сами виноваты? Может и сами. Но разве родителям от этого было легче? Разве не отдали бы они всё на свете, только чтобы время вернулось назад. Чтобы вместо разухабистой лихости воспитать в ребёнке послушание. Отец сказал: «нельзя брать машину» - значит нельзя.
Понимаем ли мы, что, сколько бы не читалось нотаций и наставлений нашим любимым детям, им это не поможет, если они не приучены к послушанию. Какой смысл говорить: «не задерживайся поздно» если ребёнок может придти в 12 ночи? Какой смысл говорить: «одевайся потеплее» если он в мороз ходит без шапки?

С самого раннего детства ребёнок должен быть научен послушанию. Только на этом фундаменте возможно дальнейшее полноценное воспитание. Да, порой это нелегко, дети отчаянно пытаются добиться независимости. И родители, увы, частенько сдаются. А напрасно. Психологи уже давно доказали, что наряду со стремлением к независимости в каждом ребёнке живёт потребность в подчинении. Только подчиняться они хотят сильной, авторитетной личности. И если таковыми оказываются их родители, то - слава Богу. А если родители сдались, то дети найдут себе авторитет на стороне. В дворовой кампании, среди представителей шоубизнеса или где-то в другом месте. Вас это устраивает?

Пятая библейская заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Подумайте, кому послушание нужнее? Прививая детям уважение и послушание к себе, родители готовят им долгую, счастливую жизнь. Не потому ли большинство долгожителей находится в тех регионах, где уважение к старшим не потеряло актуальности до наших дней?
Часто слышу от родителей: «Ничего не могу с ним (с ней) поделать. Он (она) меня не слушается. Это как же надо не любить своих детей, чтобы позволить им в 5, 10, 13 лет не слушаться родителей? Как же вы убережёте их дальше от дурной кампании, от наркотиков, от неподходящего брака, от вредной работы и т.д.? Часто взрослые с обидой на родителей вспоминают ошибки своей молодости. «Если бы мама тогда подсказала, если бы она настояла на своём, насколько бы моя жизнь сложилась лучше». Да, мама советовала правильно, но дети не были приучены к послушанию и в результате поломанные судьбы, упущенные возможности.

Хочется вспомнить ещё одну реальную историю. В одном из многоэтажных домов случился пожар. Прибывшие пожарные увидели, что на одном из верхних этажей находится девочка. Добраться до неё не было возможности. Спасатели быстро растянули брезент и крикнули ей: «Прыгай!» Конечно же, ребёнку было страшно и она не смогла выполнить их приказ. Огонь быстро усиливался, но несмотря ни на опасность, ни на отчаянные крики пожарных, девочка не могла решиться на прыжок. Положение казалось безвыходным, но тут появился её отец. Когда ему объяснили сложившуюся ситуацию, он прокричал дочери: «Лена, я здесь. Я держу брезент. Закрывай глаза и прыгай». Через минуту счастливый отец со слезами на глазах обнимал свою дочь. Когда девочку позже спросили, как она решилась на прыжок, она ответила: «Я привыкла доверять своему отцу и слушаться его». А если бы этой привычки не было?
Воспитание послушания, основанного на доверии – вот та нелёгкая задача, которая стоит перед каждым родителем. Но я уверен, что счастье и благополучие наших детей стоит того, чтобы за них побороться.

 


Главная           Карта сайта           Контакты

.

© 2013, МБУ ДО ДМШ № 4 Хабаровск,ул. Руднева, 37 • Тел. 8 (4212) 48-35-42, факс (4212) 48-95-89  • E-mail: khb-dmsh4@yandex.ru.